Что такое компостер в автобусе

Что такое компостер в автобусе

Почти через все Запорожье протянулись линии передач городского маршрутного электротранспорта — трамвай и троллейбус ежедневно возят сотни тысяч взрослых и детей по делам и просто "посмотреть город", на работу и на дачу, к друзьям и на учебу, на тренировки и просто скупиться. и почти каждый и каждая из них, получая проездной или социальный талончик, компостирует этот разовый билет.
Что интересно, почти никто не задумывается над важностью и секретностью этого процесса, а именно — зачем компостировать талон на трамвай и троллейбус и что делать, если, например, не успел его прокомпостировать, а на линии — контроль, а до компостера — далеко?)

История компостера
Возник компостер в далеком 1841 году во Франции — приблизительно до 1851 года французский изобретатель Ян Юзеф Барановский старался создать специальный автомат, который бы помогал печатать транспортные билеты, а его ручной прототип — контролировать их действительность контролером с дальнейшем "погашением" этих талончиков.
В 1851 году это изобретение было отмечено на Всемирной выставке одной из наивысших наград, что дало, в дальнейшем, возможность широкого применения этих новых машин в транспортной и туристической индустрии Европы и мира.
Начиная с 1947 года, железнодорожные сети отказались от использования ручных компостеров — в "моду" ввошло просто надрывать внутренний уголок билета по его центру. В обычном же транспорте — автобусы, трамваи и троллейбусы, было решено после 1970 года установить стационарные компостеры-кнопки для самооблуживания пассажиров. При этом, дабы избежать подделки билетов, штамповались такие компостеры с уникальными "узорами" пробивающих систем — "шило-дырка".
Позже, в ряде стран было решено перейти на талоны с магнитными чипированными талонами, воспользоваться которыми возможно только в транспорте со специальными системными электронными компостерами — вставляешь, словно банковскую карту, в такой компостер разовый или многоразовый талон, и через несколько секунд получаешь его назад, но уже с нанесенными системой номером маршрута, датой и временем погашения этого талона.

Уникальный отпечаток на билете
Что самое интересное, даже в одном трамвае или троллейбусе, где есть 2-8 стационарных компостеров, узоры "зубов" этих "дыроколов" различны.
И, что самое удивительное — в других машинах, даже тех самых маршрутов, "отпечатки" на билетах тоже будут другими. А вот, зачем.
Есть такая практика, что можно купить сразу несколько билетов, и воспользоваться ими на других маршрутах — так удобнее, если, например, не хочется возиться с мелочью или просто планируется несколько разніх поездок подряд.
И вот тут заходит контролер, подходит и говорит — "Покажите свой проездной билет". достаем талончик, показываем. а тут раз, и серия, номер или, даже, цвет талончика совсем другой, не такой, как у водителя в продаже. Что делать?
Тогда контролер обяза(а) взять чистый лист бумаги, прокомпостировать его во всех наявных компостерах в салоне и сверить "узоры" на нем с тем, который показал(а) пассажир. Если похожий отпечаток есть — никаких проблем.
А вот если узор не сходится, тогда, извините — платим штраф в 20-кратном размере от стоимости проезда, плюс, покрываем стоимость проезда. И заплатить придется штраф на месте контролеру под обязательно выписанный протокол, или же пройти в сопровождении полиции и контролера в ближайшее отделение полиции и там через админпротокол заплатить через банк.
Также не стоит и жувать / проглатывать "счастливый" билетик, если такой попался — его отсутствие целым на руках приравнивается к безбилетному проезду.

Если не успел прокомпостировать билет
Если же мы купили билет на трамвай или троллейбус, и не успели его прокомпостировать до подхода к нам контролера, то поступаем следующим образом:
1) достаем купленный билет в этом трамвае / троллейбусе,
2) быстро самостоятельно надрываем билет на половину
3) говорим подошедшей(ему) контролеру — "компостер не сработал, поэтому, согласно правил перевозки пассажиров, я его самостоятельно погасил(а)" (если спросят, какой именно компостер не сработал, показываем на ближайший).
В таком случае, билет считается правильно погашеным и нельзя пассажира штрафовать.

Читайте также:  Набор инструментов в металлическом чемодане

Ну, а если есть билет и впадлу его "гасить" или компостировать и не провести предыдущие 3 пункта, то даный билет считается недействительным, а пассажир, соответственно — безбилетным, что влечет за собою наложение штрафа.

Будь осторожней и помни — халява должна быть умной!)
Приятной езды на гортранспорте и отличного настроения!)

Помните что такое компостеры для билетов в общественном транспорте? В СССР компостеры были установлены в каждом салоне наземного транспортного средства — автобусе, трамвае, троллейбусе.

Как пользоваться компостером для билетов?
Имея при себе ранее приобретенный на остановке или у водителя билет, вы опускали его в компостер, по принципу дырокола, нажимали рычаг и билет пробивался или «компостировался». На нем отпечатывались какие-то цифры, или это был номер маршрута, или, может, особые обозначения именно для этого автобуса, троллейбуса или трамвая.

Когда заходил контролер, он «компостировал» себе на пробу бумажку и потом проверял билеты у всех пассажиров в салоне — сличал соответствие дырок. Работали контролеры по двое, сбежать безбилетникам, проигнорировавшим компостеры для билетов, удавалось только в среднюю дверь.

Рисковали граждане проехать по старому, продырявленному, например в другом автобусе билету, но если проверят — он скорее всего не совпадет с нужными отверстиями данного компостера в автобусе. Тогда штраф и позор. Можно было сделать вид, что ищешь другой билет по карманам, дескать перепутал, все-равно штраф выкатят.

Для того, чтобы не платить каждый раз за проезд, ибо он постоянно дорожал в 90-е,и не попасться контролеру, люди изобрели следующий способ. Пассажир заходил в автобус, компостировал талон.Далее бралась записная книжка, в ней на чистом листке записывался гос номер автобуса и в эту страницу вкладывался билет. После окончания поездки, это билет хранился в записной книжке и доставался только тогда, когда приходилось садиться в этот же автобус. Если приходил автобус с другим гос номером, то так же пробивался компостером билет и так же вкладывался в записную книжку , на страницу с другим гос номером. Вот у меня в записной книжке было около 30-ти билетов с 30-ти разных автобусов, с тех автобусов , на которых я постоянно ездил на работу и обратно.

Зато если заходил контролер, я предъявлял билет, который вполне мог быть пробит полгода назад! Ведь компостеры в автобусах не меняли-) И меня никто не штрафовал, так как рисунок на билете соответствовал рисунку пробитой бумажки контролера. И месячный проездной не надо было покупать.

В 70-е годы была разработана одна из самых удобных, модель компостера для гашения проездных билетов. Компостеры появились в дополнение к системам продаж билетов через кассы. Некоторое время они шли рука об руку, но чуть позже компостеры вытеснили старушки-кассы. Этот вид оплаты мы сегодня назвали бы предоплатным. Пассажир покупал билеты заранее, а уже по мере необходимости производил гашение. Такой вид билетов получил название "абонементные талоны". Реализацией абонементных талонов занимался водитель. Помимо этого, в Ленинграде существовали специальные торговые точки, где можно было купить билеты впрок. Чтобы билеты не портились их вкладывали в книги или портмоне. Также в продаже были специальные пластиковые книжечки-перекидушки. К сожалению, я не смог найти свою, которая где-то затерялась в закромах. Без защиты билеты могли быстро превратиться в лохмотья.
Способ оплаты абонементными талонами был удобнее тем, что не требовалось искать мелочь по карманам и толпиться у кассы. Его выбирали те, кто ездил время от времени. Завсегдатаи выбирали "карточки" они же проездные билеты на месяц или квартал.
Впоследствии, когда злоупотребления пассажиров по отматыванию билетов без оплаты приняли катастрофический масштаб, начался массовый переход на обслуживание без использования касс. Я помню, как на стёкла форточек трамвая нанесли трафаретную надпись "безкассовое обслуживание".

Читайте также:  Сколько стоит гуашь 6 цветов

Перед вами компостер КП-74. Как следует из цифрового индекса — это модель 1974 года. Я вот отчётливо помню такие компостеры в трамваях и троллейбусах, но совершенно не помню, чтобы они устанавливались в автобусах.

Да, как это не удивительно, но одновременно с кассовыми аппаратами для продажи билетов производили устройства для гашения талонов. Только для гашения предполагалось использовать билеты купленные заранее. Они и получили название "абонементные талоны".

Компостер было не так-то просто открыть. Доступ к механизму преграждал замок с четырёхгранным ключом.

Внутри не было ничего секретного, но несознательные граждане могли поменять из хулиганских побуждений пробивной набор.

У меня в коллекции находится несколько таких компостеров. Я выбрал самый красивый из них для этого обзора. Итак, модель КП-74, №37397 был выпущен в январе 1983 года. Так уж получилось, но он никогда не стоял ни в каком транспортном средстве. Родиной компостера стало Производственное объединение "Калининградторгмаш", располагавшееся по адресу пл. Маршала Василевского, д.2. Как можно понять из названия оно специализировалось на производстве различного торгового оборудования. Ныне, в 2015 году, данного предприятия не существует, как и многого в нашей стране. Все здания бывшего завода заняты арендаторами.

Принцип работы был достаточно понятен для любого пассажира. Вставить что-то в прорезь на которую указывает стрелка и нажать на никелированный рычаг.

Итак, для доступа к механизму — вставим заветный ключик. Кстати, ключ был универсальным, что для кассовых полуавтоматов, что для компостеров.

Как видно на этом изображении, ключом мы провернули обычную защёлку. Давайте посмотрим, что же за механизм делал загадочные отверстия в билетах.

Пожалуй, это была одна из самых удобных моделей компостера. Она имела достаточно большой набор возможных комбинаций пробоя, а также лёгкий механизм для пользователя.

С помощью рычага осуществлялось перемещение матрицы, в которую вставлялся талончик.

Вот так выглядит механизм сверху. Обратите внимание, что не смотря на две пружины, механизм был очень мягким. Как показал эксперимент, даже двухлетний ребёнок лёгко осуществляет гашение билета. Запомните чёрную металлическую планку с отверстиями. О ней я расскажу чуть позже.

Это вид снизу. Невероятно, но конструктор предусмотрел даже функцию сбора стружки от пробитых билетов.

На этой фотографии открыт специальный люк, который препятствовал выпадению стружки и открывался только в тот момент, когда был открыт корпус. Как понятно, в ходе эксплуатации мало кто беспокоился о чистоте в салоне и конфетти падало просто на пол.

Давайте посмотрим, что же должно было попадать в металлические челюсти этого "щелкунчика". Согласно паспорту размеры талона должны быть 47х80 мм. Для эксперимента я взял талон "Ленинградского трамвая" 1982 года выпуска. Такие появились в Ленинграде в начале 70-х годов. Номиналом 3 копейки. Да, трамвай стоил дешевле всего. Что интересно, размер этого талона 37х75 мм. То есть даже такой талончик не проходил по требованиям конструкции.

Приглашение талончика "Ленинградского троллейбуса" 1976 года выпуска ничего не изменило. Номинал его 4 копейки, но размеры аналогичные.

Для чистоты эксперимента были приглашены универсальные талончики. Для покрытия возрастающих расходов автотранспорта было решено уравнять в цене весь наземный транспорт в Ленинграде. Однако билет 1990 года выпуска, номиналом 5 копеек, имеет размер 35х78 мм. По длине почти дотянул, а вот ширина подкачала. А вот талон 1991 года выпуска, номиналом 15 копеек имел размеры 38х60 мм. Таким образом, ни один из продававшихся в Ленинграде талончиков не отвечал требованиям завода-изготовителя.

Читайте также:  Как разобрать блендер редмонд rhb 2908

Для понимания важности длины талончика я расположил их по отношению к компостеру. Как видите, только ранние талончики было хоть немного удобно гасить в этом компостере. 15-ти копеечные талоны гасить было уже практически невозможно, но об этом позже.

На ранних талончиках отсутствовала надпись о необходимости гашения их компостером. Позже, для предотвращения препирательства с контролёрами, на талончиках появилась надпись "Недействителен без компостера". Не исключено, что это было связано и с усилением контроля на линии.

Размеры талончика были заданы не случайно. Во-первых, на талончик должны были влезть все просечки, а во вторых — надо было этот талончик после гашения из компостера достать. Вот так торчит из компостера "большой" талон ленинградского трамвая.

Конечно, неопытные пассажиры на первых порах вставляли талончик подобным образом. В этом случае гашение происходило неправильно.

Для наглядности я разместил талончик внутри механизма с открытой крышкой.

За пробивку отверстий или гашении, отвечает специальный набор металлических стержней — пуансонов.

"Программирование" происходит следующим образом. Откидывается специальная крышка и вынимаются ненужные пуансоны. После этого крышка закрывается и компостер готов к работе. Лишние пуансоны можно было хранить в самом компостере и использовать для "перепрограммирования" компостера. Хранились они в той самой чёрной металлической планке с отверстиями, которую было видно на фото сверху.

Вот так выглядит "талончик" с максимальным количеством пробитых отверстий. Естественно, что совесть не позволила мне производить гашение ветерана и в роли подопытного выступил листок белой бумаги. По размеру он точно соответствовал оригинальному талончику.

Здесь наглядно видно, как отличаются по-разному "запрограммированные" варианты. Кто увлекается математикой — может посчитать количество возможных комбинаций. Такое обилие позволяет достаточно серьёзно защитится от хитрецов. Возить в кармане запас талончиков и предъявлять их на "подбор" было достаточно непросто.
Менять пробивной набор было необходимо. Если на маршруте работало, например, 10 нарядов, а машины были закреплены за маршрутом, то хитрым пассажирам удавалось формировать "коллекцию" талонов для предъявления контролёрам. Таким образом сходила на нет вся работа конструкторов по увеличению возможных комбинаций набора. Но очень скоро в парках перестали заниматься сменой пуансонов и вероятность предъявить старый талончик, выдав его за новый, вновь возросла.

А вот маленькие талончики компостировать было уже совсем неудобно. Во время перемещения матрицы талончик затягивало внутрь корпуса и достать его становилось достаточно сложно. Добавьте сюда тонкую бумагу, а особенно — в дождь, и получите практически нерешаемую задачу. Нередко в руках пассажира оказывался только обрывок. Это стало одной из причин, по которой данная модель компостера применялась всё реже. А на складах обособленных структурных подразделений, даже спустя двадцать лет после исчезновения необходимости гасить талончики, можно было найти новые приборы "в масле".

Следует добавить, что где-то с середины 80-х годов талончики стали выпускать не в блоках, а в лентах. Неровный край показывает, что отделить талончики друг от друга являлось ещё одной непростой задачей.

Если уменьшение размера талончика ещё можно было оправдать попыткой сокращения затрат, то переход с блока на ленты остаётся для меня необъяснимой загадкой.

На этом позвольте закончить изучение этого интересного прибора. А вашему вниманию предлагаю паспорт, который поставлялся с каждым устройством.

Для тех, кто не читал, я рекомендую аналогичный рассказ об автобусной кассе-копилке.
Автобусная касса-копилка

Ссылка на основную публикацию
Что означает стиль лофт
ReLend.ru » Стили » В чём фишка дизайна квартиры в стиле лофт и что это такое? В данной статье мы...
Чем утеплить расширительный бак на чердаке
В данной системе поддерживается атмосферное давление, так как она напрямую сообщается с атмосферой через расширительный бак открытого типа. Такой бак...
Чем утеплять баню внутри из блока
Полноценное утепление бани из блоков позволяет улучшить эксплуатационные возможности строения и снизить расходы, связанные с его обслуживанием. Благодаря расширению ассортимента...
Что означает цветовая температура светодиодных ламп
Цветовая температура является одной из основных характеристик светодиодных изделий, использующихся для освещения. Часто возникает вопрос, что же это такое и...
Adblock detector