Что такое расклинцовка щебня

Что такое расклинцовка щебня

Наличие надежной и прочной основы — это одно из важнейших требований, предъявляемых к автомобильным дорогам и трассам. Соблюсти его позволяет устройство щебеночной подушки. Чтобы она была максимально стойкой и прочной, этот сыпучей материал укладывают по технологии, которая получила название расклинцовка. Иначе основание не будет обладать необходимыми качествами, что повлечет за собой негативные последствия для покрытия в целом.

Что такое расклинцовка?

Дорожное полотно должно обладать максимальной устойчивостью к высоким постоянным нагрузкам. Это качество и определяет главное назначение данного покрытия.

Верхнего асфальтного или железобетонного слоя недостаточно, чтобы добиться максимальной прочности и длительной эксплуатации. Он должен иметь под собой надежную, а, главное, неподвижную опору, исключающую какие-либо подвижки. И поскольку щебень относится к сыпучим материалам, имеющим разную фракцию, обычная укладка не позволяет исключить пустоты.

Обеспечить плотность и отсутствие пространства между «зернами» и призвана расклинцовка. Эта применяемая в дорожном строительстве технология заключается в перераспределении щебня так, чтобы между отдельными элементами не осталось никаких пустот. Такая утрамбовка камней позволяет получить целостную подушку, которая обеспечивает максимально возможную прочность всего дорожного полотна.

Расклинцовка: суть технологии

Пустоты невозможно заполнить щебнем одинаковой фракции. Размеры зерен должны быть различными. Чтобы они распределялись равномерно, заполняли собой пространство, материал засыпают слоями, а саму расклинцовку проводят в несколько этапов:

Добиться максимальной плотности и ровности закладываемых камней позволяет задействование дорожных специальных катков. Количество расклинцовок может варьироваться от одного и до трех. Это зависит от того, какие требования износостойкости и прочности предъявляются к строительным дорожным работам, исходного материала.

Подготовительный этап

Щебеночное основание на ответственных участках не может быть уложено на неподготовленное основание. Чтобы обеспечить высокое качество расклинцовки проводят следующие работы:

  1. Срезают верхний слой грунта. Если существует такая необходимость, то выполняют рытье котлована. Проводят уплотнение почвы.
  2. Чтобы защитить щебень от пагубного воздействия влаги, обустраивают гидроизоляцию. Чаще всего применяют такой материал, как геотекстиль. Его выкладывают по всей площади будущего дорожного полотна.
  3. Укладывают песчаную подушку, которая улучшает дренажные свойства дорожного основания. Толщину этого слоя определяют на этапе проектирования. Она варьируется в пределах от 20 см до 0,5 м.

Когда подготовка завершена, переходят к основным работам.

Расклинцовка щебня

Осуществляется в несколько последовательных этапов:

Первый этап. Предполагает укладку щебня с фракцией 20-70 мм. Крупные камни в 70-120 мм используют гораздо реже. Чаще всего они применяются во время выполнения дорожных работ. Выложенный слой насыпного материала утрамбовывают, а сверху «застилают» сеткой или бетоном, отходами кирпича.

Второй этап. Заключается в укладывании фракции 20-40. Этот слой должен иметь толщину в 20 см, утрамбовываться виброплитой либо катком как минимум пять раз. Чтобы исключить перегрев при возникновении трения зерен, щебень каждый раз поливают водой.

Третий этап. На утрамбованное основание укладывают мелкую фракцию — камни размером от 5 до 20 мм. Таким образом, самые маленькие зерна щебня находятся наверху. Заключительный слой делается достаточно тонким.

Если в процессе выполнения работ используется трудноуплотняющийся щебень, перед расклинцовкой он подвергается обработке вяжущим органическим веществом. Его расход варьируется от 2,5 до 4 литров на квадратный метр.

Проверка расклинцовки

Суть технологии заключается в устройстве щебеночной подушки с высокой степенью плотности, прочности, надежности, без отсутствия каких-либо подвижек. Определить эти параметры с точностью при визуальном осмотре невозможно. Для этого используется специальный прибор.

Читайте также:  Право проведения специальных работ в электроустановках

Принцип работы такого устройства основан на динамическом зондировании. Несколько ударов, наносимых прибором, позволяют зафиксировать степень усадки. Если она соответствует заявленным требованиям, щебень, независимо от фракции, утрамбован качественно, можно продолжать укладку и уплотнение катком следующего слоя или завершать работы. Это зависит от того, сколько расклинцовок требуется сделать.

Чтобы защитить полученное основание из щебеночного материала от возможных загрязнений, его засыпают песком. Это особенно актуально в тех ситуациях, когда между проведением расклинцовки и последующей укладкой дорожного полотна выжидается какой-то определенный промежуток времени.

Важные нюансы

Поэтапное засыпание щебня, сопровождаемое утрамбовкой с использованием специализированной строительной техники, проводится исключительно на базе точных расчетов. Без определения требуемого количества материала одной, второй, третьей фракции невозможно достичь высокой плотности и прочности основания.

Учитываются стандарты и особенности укладываемого дорожного покрытия, условия эксплуатации, особенности региона. Немаловажное значение имеет марка прочности исходного щебеночного материала. Если это щебень марки M600, достаточно проведения расклинцовки в один этап. Это касается материала, поставляемого разнофракционным, либо использования щебеночно-песчаной смеси.

Расход щебенки при расклинцовке

Определяется ГОСТом 8267 и обозначает количество щебеночного материала различной фракции для укладки основания, равного одной тысячи квадратных метров. Если используется фракция 5-10, 10-20 и 20-40, потребуется порядка 10 кубических метров.

Аналогичный расход характерен и при использовании самой крупной фракции, размер зерен которой составляет от 70 до 120 мм. Отсутствие увеличения количества необходимого материала обусловлено величиной камня.

Наибольшее количество материала требуется на укладку первого слоя. Чтобы выложить основание в 1 тыс. кв. м., необходимо порядка 15 кубометров щебня с фракцией зерен 40-70 мм.

Область применения расклинцовки

Не ограничивается строительством дорожного полотна с высокой пропускной способностью, выдерживающего большие нагрузки.

Расклинцовка необходима при:

  • возведении фундаментов для высотных зданий;
  • строительстве аэродромных взлетно-посадочных полос;
  • производстве ответственных железобетонных конструкций.

ЖБИ изготавливают с использованием расклинцовки как в заводских условиях, так и непосредственно на строительной площадке.

Сооружение качественной основы – залог любого успешного строительства. Об этом знает каждый специалист в этой сфере. Чтобы залить надежный фундамент, необходима подушка из строительного щебня, которая позволяет в разы повысить коэффициент плотности и прочности полотна. Такие подушки также используют при строительстве автомобильных дорог, взлетных полос, насыпей и мостов. От того, насколько хорошо утрамбован щебень напрямую зависит, хорошо ли на него уложится асфальтное покрытие или раствор фундамента.

Главные понятия и технология

В вопросе устойчивости фундамента к серьезным нагрузкам важную роль играет такая технология, как «расклинцовка щебня». Ее основное предназначение — создание прочного и долговечного основания.

Суть процесса расклинцовки щебня в том, что при укладке образующиеся пустоты заполняют путем засыпания фракций разных размеров, что делает основание более прочным. Здесь важно соблюдать определенную последовательность действий:
1. Вначале верхний слой почвы срезают, и роют котлован, если в этом есть необходимость. Далее грунт уплотняют, а дно выкладывают геотекстилем для гидроизоляции.
2. Следующим этапом является формирование песчаной подушки с целью улучшить дренажные свойства. Толщина слоя песка при этом — от 20 до 50 см.
3. Далее используют щебень фракции 40-70, в редких случаях – 70-120 мм. Такие фракции чаще применяются в дорожных работах. Щебень утрамбовывают специальными механизмами, посредством чего и происходит уплотнение гравия. Сверху кладут сетку либо отходы бетона, кирпича.
4. Далее используют фракцию 20-40. Толщина слоя — 20 см. Полученную подушку не менее 5-6 раз трамбуют посредством катка либо виброплиты. После каждого утрамбовывания основание поливают водой во избежание перегрева от трения зерен.
5. Далее производят выравнивание в соответствии с заданными параметрами. После чего для расклинцовки выбирают мелкие камни (5-20 мм), укладывая их тонким слоем.
6. Трудноуплотняемый щебень дополнительно обрабатывают органическим вяжущим веществом с расходом 3 – 4 л/м2.

Читайте также:  Как отремонтировать скол на акриловой ванне

7. Окончание выравнивания поверхности утрамбовки можно определить посредством отсутствия заметной на глаз осадки и подвижности, а также отсутствием волны перед воздействием на подушку.
8. Основание, полученное в процессе выравнивания засыпают песком, дабы не допустить загрязнения. Для проверки качества основания используют специальный прибор, который посредством динамического зондирования определяет степень усадки.
9. Количество расклинцовок варьируется от одной до трех (максимально). Это зависит от требований, предъявляемых к прочности и износостойкости при проведении строительных и дорожных работ.

Расценки

При использовании гравия в строительстве используются определенные стандарты. Так, 1000 м2 основания необходимо 15 м3 засыпки щебня 20-40, 10 м3 – 10-20 и столько же самого мелкого камня. Если применяют материал с показателем прочности менее 600, тогда процесс расклинцовки проводят в 1 этап. Для определения нормы расхода также существуют свои правила, которые обусловлены качеством и количеством гравия. Следует отметить, что чем больше разбежность между крайними цифрами в градации, тем ниже цена:

Технология расклинцовки щебня предназначена для повышения прочности покрытия. Средняя цена работы по Москве: 500 – 600 руб. за квадратный метр. При расчете итоговой стоимости следует учитывать доставку и стоимость различных фракций.

Основная характеристика эффективного дорожного покрытия — высокая восприимчивость к непрекращающимуся прессингу. Чтобы трасса прослужила долго, щебеночная подушка должна быть плотной и упругой. С этой целью создана специальная технология укладки сыпучего материала, под названием расклинцовка щебня. Подробно об этой методике в статье.

Что такое расклинцовка щебня

Чтобы обеспечить прочность дорожного покрытия, недостаточно верхних слоев из асфальта и железобетона. Необходима хорошая основа. Ее укладывают таким образом, чтобы избежать образование пустот. Обычным способом это сделать нет возможности, так как отдельные частички гравия имеют разную конфигурацию.

Расклинцовка щебня — это процедура, созданная для устранения пустот между отдельными зернышками. Благодаря этой технике, частички укладываются в прочную, ровную подушку. С введением в действие «Санитарных норм и правил» (СНИП), эта процедура стала обязательной.

ГОСТ регулирует, какие фракции щебня подходят для клинцовки гравия другого диаметра. Основными считают фракции 40–80 и 80–120 мм. В качестве расклинивающего гравия, разрешают использовать камни диаметром 5–10 или 10–20 мм. Процент в расклинцовке материала, размером более 10 мм, составляет до 15%.

Последовательные этапы расклинцовки

Для проведения операции выбирают гравий разного размера. Материал засыпают постепенно, слой за слоем. А саму процедуру расклинцовки основания щебнем проводят в 3 этапа:

  • подготовительный;
  • собственно укладка;
  • проверка.

Для достижения прочности дороги, одной расклинцовки недостаточно. Иногда делают процедуру 2–3 раза. Играют роль требования, которые предъявляют к устойчивости дорожного покрытия.

Подготовительная стадия

Прежде чем утрамбовать разнородные частицы, осуществляют подготовку грунта, на котором предполагается укладка гравия. Верхний слой почвы удаляют, при необходимости роют котлован. Делают уплотнение грунта.

Читайте также:  Морская красноухая черепаха в домашних условиях уход

Для предотвращения воздействия влаги на гравий, проводят гидроизоляцию. В этих целях используют специальный материал геотекстиль, который равномерно распределяют по локации будущей дороги.

После гидроизоляции, укладывают песчаную подушку. Ее толщина определяется еще на этапе проектирования дорожного покрытия. Она варьируется от 0,5 до 20 см.

Иногда гравий перед укладкой обрабатывают вяжущим веществом. На 1м2 дорожного полотна используют от 2 до 4 литров вещества.

Основные работы

После проведения подготовительных работ, переходят собственно к клинцеванию. Эта стадия самая трудоемкая, поэтому распределяется еще на 3 последовательных этапа.

В самом начале укладывают крупнофракционный гравий. Его диаметр варьируется от 20 до 70 мм. Реже используют большие частицы размером 80–120 мм. Слой щебня утрамбовывают. Сверху наносят бетон или сетку. Иногда используют кирпичные остатки.

Второй этап — укладка камней среднего диаметра. Их размеры составляют от 20 до 40 мм. Для выкладывания необходимо специальное устройство для расклинцовки щебня — виброплита.

Операцию повторяют 5 раз, после каждой процедуры поливая камни водой. Этот прием предупреждает перегрев щебня. В итоге толщина слоя равна 20 см.

Чтобы полностью расклинить щебень, в конце выкладывают тонкий слой мелких камешков, диаметром 5–20 мм. То есть самый маленький гравий располагают сверху.

Для уплотнения материала по способу заклинки, на каждом этапе используют 16 тонные катки. Также можно брать прицепные на 6 тонн или гладковальцовые на 10. Ими обрабатывают камни от 30 и более раз.

Стадия проверки

Зрительно невозможно оценить прочность и качество дорожного покрытия. Для этого используется устройство, принцип работы которого основан на зондировании. Прибор наносит ряд ударов, позволяющих определить эффективность утрамбовывания. Если погрешностей не обнаружено, можно накатывать следующий слой.

Коэффициент уплотнения при расклинцовке

Основной показатель при проведении операции — коэффициент уплотнения (КУ). Продавец указывает его на упаковке щебня. КУ нужен для закупки правильного количества сырья, определения степени усадки. Массу необходимого щебня рассчитывают, перемножив между собой 3 величины: коэффициент укладки, удельный вес и объемы.

Чтобы понять приблизительный расход материала на площадь дорожного покрытия, пользуются таблицами. В ней указан диаметр щебня и объем, который тратится на 1000 м3 автострады.

Стоимость расклинцовки

Можно рассчитать примерную цену строительной технологии самостоятельно, зная расценки щебня и его расход на 1000 м3. На основе этого составляется смета.Средняя стоимость в столице РФ составляет 600 рублей на 1м2, но это без учета доставки и разницы в цене на отдельные фракции.

Стоимость 1 тонны гравия варьируется от 3 000 до 7 000 рублей. Дешевле всего крупный камень диаметром от 70 мм, среднедисперсный дороже.

Акт на расклинцовку щебня

Перед проведением операции, готовятся документы. Одним из них является акт на расклинцовку щебня.В нем указывают такие данные:

  • этапы проведения работ;
  • операции, которые контролируют на каждом шаге;
  • метод, с помощью которого осуществляется контроль;
  • необходимая документация.

В акте также указывают инструментарий, отмечают ответственных за операционный и приемочный контроль.

Заключение

Расклинцовка гранитного материала — важная процедура в дорожно-транспортных работах. Помимо правильной техники, нужно обращать внимание на время укладки материала. Оптимальным считают период за 2 недели до осенних дождей. Тогда можно рассчитывать на хороший результат работ.

Ссылка на основную публикацию
Что такое программное обеспечение телефона
Понятие «прошивка» знакомо большинству пользователей мобильных телефонов, при этом в массовом сознании в прошивку входит вся программная составляющая телефона. Подобная...
Что означает стиль лофт
ReLend.ru » Стили » В чём фишка дизайна квартиры в стиле лофт и что это такое? В данной статье мы...
Что означает цветовая температура светодиодных ламп
Цветовая температура является одной из основных характеристик светодиодных изделий, использующихся для освещения. Часто возникает вопрос, что же это такое и...
Что такое промежуточное реле
Промежуточные реле используются для замыкания или размыкания нескольких отдельных друг от друга электросетей. Например, один контакт может отвечать за включение...
Adblock detector