Факторы размещения трудоемкого машиностроения в россии

Факторы размещения трудоемкого машиностроения в россии

Ответ

Проверено экспертом

1 Сырьевой фактор (требуется металл в больших количествах).

2 Трудоёмкость (требуются большие затраты труда).

3 Наукоёмкость (нужна большпя база с НИИ,конструкторскими бюро,экспериментальными филиалами).

4 Транспортный фактор (так как продукцию надо перевозить в другие районы,должна быть хорошо развита транспортная инфраструктура).

5 Потребительский фактор (предприятия располагаются поближе к потребителю,так как перевозка довольна обременительна).

Их достаточно много — от особенностей ландшафта до социально-экономической структуры района и плотности населения. Особенно важна доступность ресурсов и кадров.

Основные факторы

Машиностроение — трудная отрасль производства, на успешную реализацию которой должны быть направлены усилия нескольких предприятий и тысяч обученных кадров.

При размещении завода учитываются такие факторы:

  • Наукоёмкость. Современные типы машиностроения опираются на производство сложных механизмов — электроники, радиотехники, приборных компонентов, прошивки. Для этого в составе технологического комплекса должны присутствовать квалифицированные научные кадры и соответствующее оборудование. Особенно это относится к авиакосмической, корабельной, военной сферам.
  • Трудоёмкость. Для строительства машины нужны рабочие — начиная от грузчиков и перевозчиков и заканчивая инженерами, калибровщиками, техниками. Потому заводы стоит размещать в районах с высокой плотностью населения и доступом к квалифицированным кадрам. Особенно это касается производства станков и приборов.
  • Кооперирование. Сложные механизмы состоят из десятков тысяч различных деталей, которые невозможно произвести на одном или нескольких заводах. Потому один из главных пунктов в таблице факторов размещения машиностроения — кооперация заводов, их взаимосвязь. Нередко предприятия строятся в непосредственной близости друг от друга, создавая целые экономические районы машинной промышленности.
  • Металлоёмкость. При производстве расходуется множество ресурсов, основной из которых — металл. Потому заводы стараются размещать рядом с металлургическими базами, карьерами, выплавляющими фабриками.
  • Потребительство. Специализации, работающие с крупными машинами (сельскохозяйственными компаниям, горным оборудованием, поездами), стараются строить предприятия неподалёку от районов-покупателей продукции. Этот фактор учитывается при размещении около 20% производственных мощностей.
  • Военно-стратегическая обстановка. Фактор важен только для заводов военного и оборонного машиностроения. Как правило, их размещают вдалеке от государственных границ. Доступ на предприятия или даже в прилегающие к ним города и районы может быть ограничен или закрыт для широкой публики.

Значимость факторов различается в зависимости от типа выпускаемых машин. Играет роль также специализация страны, особенности её географического расположения.

Географические условия

Особенности местности — важный фактор размещения тяжёлого машиностроения, ведь оно потребляет наибольшее количество ресурсов и особенно нуждается в них. Для некоторых других отраслей (электроника, высокоточные приборы, радиомашины) он незначителен, для третьих — играет среднюю роль. Составляющие фактора географии:

  • наличие металлургических и химических комплексов поблизости;
  • развитая транспортная сеть, близость корабельных портов и аэропортов;
  • сложившиеся традиции промышленности;
  • наличие рядом потребителей (например, районов сельскохозяйственной промышленности);
  • экологическая ситуация.

Примером важности географических характеристик местности могут послужить восточные штаты США. Там главной причиной развития машиностроения стало наличие уже существующего металлургического и химического комплекса. Это привлекло естественных потребителей металла — авиастроительные и транспортные компании.

Географические факторы обуславливают размещение центров машиностроения не только в отдельно взятой стране, но и в мире. Например, в низинных районах с плодородной почвой и развитым сельским хозяйством образуется естественная потребность в производстве аграрной техники и перерабатывающих заводов, отчего две отрасли часто соседствуют.

Такой симбиоз можно наблюдать на юге США, в Австралии, Аргентине, Канаде, Узбекистане.

Научно-технический прогресс

Модель развития машиностроения и привлекательность района для этой отрасли зависит не только от наличия научных активов, но и от общего технического прогресса в стране.

Читайте также:  Барабан машинки бьется током

Значение имеют такие факторы:

  • наличие научно-исследовательских лабораторий;
  • возможность нанять квалифицированных специалистов;
  • количество и размещение ВУЗов для подготовки новых кадров.

Высокоразвитые государства, например, Япония, специализируются на соответствующих областях машиностроения — IT-технологиях, ядерной энергетике, военной технике, космической и автомобильной областях. Развитие сфер производства в них идёт по другой модели, чем в России, США и прочих стран с развитой металлургией и богатыми запасами ресурсов.

При размещении машиностроительных предприятий часто ориентируются на уже существующие экономические регионы, поскольку эта отрасль сильно зависит от других. В результате образуются стабильные комплексы. Они постоянно развиваются, дополняясь новыми фабриками и привлекая потребителей для готовой продукции.

Множество примеров можно найти, если взглянуть на карту стран Юго-Восточной Азии. Машиностроительные предприятия по производству бытовой техники и радиоэлектроники собираются в огромные районы, работающие как один слаженный аппарат. Постоянный прирост дешёвой рабочей силы стимулирует владельцев расширять его, создавая новые фабрики для удовлетворения нужд потребителей.

Инвестиции и финансовые вложения

Главные инвесторы в машиностроение — владельцы уже функционирующих предприятий. Они действуют по готовым схемам развития, определяющим развитие отрасли. Как правило, планы расписаны на десятилетия вперёд, потому размещение предопределено и проходит без неожиданностей.

Исключениями являются случаи кризисных ситуаций, когда заводы открываются не для получения прибыли, а для создания рабочих мест и сохранения производства на потоке.

Такие ситуации происходят довольно часто во время финансовых кризисов, социальных беспокойств.

Интеграция в экономику

Один из ключевых факторов размещения трудоёмкого машиностроения — возможность вписать предприятия в местную и глобальную экономику. Сюда входит:

  • возможность кооперации;
  • соответствие специализации страны или региона;
  • спрос.

Грамотная интеграция в экономику необходима для выполнения инвестиционных планов и достижения проектом хорошей окупаемости.

Примером удачного решения служат многочисленные заводы бытовой техники в Китае — они заняли идеальную нишу, найдя многочисленных постоянных поставщиков ресурсов и потребителей готового товара.

Транспортная сеть

При машиностроении требуется постоянный перевоз ресурсов, деталей, частей механизма от одного завода к другому. Поэтому все предприятия нуждаются в развитой транспортной сети, наличии перевозчиков, отлаженной системе дорожной безопасности. Некоторым отраслям (например, тяжёлому машиностроению) жизненно необходимы железнодорожные станции, морские порты, аэропорты для транспортировки.

Сложные машины могут состоять из тысяч незаменимых деталей, потому важна их своевременная транспортировка от предприятия к предприятию. Заводы стараются размещать у крупных магистралей и транспортных узлов. Коммуникации необходимы для слаженной работы всего цикла, ведь последствиями даже небольшой задержки могут стать огромные убытки.

Количество и квалификация рабочих

На перспективы развития любого предприятия влияет доступность работников с соответствующими навыками.

Именно от их умений, знаний, трудолюбия и ответственности зависит успех фабрики.

Потому перед выбором места руководители предприятий тщательно проверяют доступность трудовых ресурсов по нескольким показателям:

  • численность и плотность населения;
  • традиции региона;
  • средние показатели здоровья;
  • профессиональная пригодность;
  • уровень образования;
  • показатели безработицы и занятости;
  • здоровье людей;
  • общая профессиональная пригодность кадров;
  • демографический состав населения по возрасту, полу и другим показателям.

Каким бы благоприятным не был регион с точки зрения ресурсов, предприятие не сможет работать без людей. Потому этот фактор не стоит недооценивать.

Природные ресурсы и сырьё

Один из важнейших факторов при определении оптимального размещения машиностроения — сырьевые и природные ресурсы.

Стоит учитывать, что важно не только само их наличие в области региона, но также доступность и скорость транспортировки, цена, наличие нескольких постоянных поставщиков, развитая сеть сотрудничества.

Читайте также:  Откидной столик в гараже

Во многом этот фактор зависит от особенностей местности и ландшафта. Залежи природных ресурсов привлекают инвесторов, открывающих металлургические и химические заводы, за ними приходят производители деталей и машин. Облюбованная зона становится привлекательнее для новых компаний, постепенно преобразуясь в слаженный комплекс.

Масштабы потребления

Перед размещением завода какой-либо продукции директора должны тщательно проанализировать спрос и заранее подобрать потенциальных клиентов, ведь только там можно получить от производства выгоду. Не исключением из этого принципа станут и механизмы — они бесполезны для производителя, если их нельзя продать. От спроса зависит не только выбор региона, но и численность персонала, масштабы производства, объёмы выходящих на свет машин.

Особенности для разных видов

Важность и влияние требований и проблем на фабрику зависит от специализации и типа предприятия. Например, факторы размещения железнодорожного машиностроения значительно отличаются у таковых от аэрокосмического или автомобильного. Это связано со спецификой затрат ресурсов и рабочей силы. Краткое описание особенностей для основных отраслей:

  • Общее машиностроение (под ним подразумевают выпуск производственного оборудования, сложной техники, нефтедобывающих, лесопильных, сельскохозяйственных механизмов) для работы больше других нуждается в квалифицированных кадрах — на них уходит до 30% от бюджета предприятия. Остальное тратится на сырьё, материалы и электроэнергию. В связи со спецификой продукции очень важно учитывать рынок сбыта при размещении такого завода.
  • Среднее машиностроение, включая производство автомобилей, нуждается в энергоресурсах и большом количестве рабочих специалистов. Затраты металла на таком производстве относительно низкие, но они всё же гораздо больше, чем в научном, электрическом или радиотехническом производстве, потому ими не стоит пренебрегать. Обычно предприятия средней отрасли имеют узкую специализацию, потому для них важно налаживание своевременных поставок деталей и ресурсов, а также поиск покупателей.
  • Тяжёлое машиностроение характеризуется относительно небольшой потребностью в трудовых ресурсах. Но оно очень металлоёмкое — на закупку и перевозку сырья и материалов уходит от 40 до 80% всего бюджета. По этой причине предприятия соседствуют с металлургическими заводами и рынком сбыта. Если они строятся не в непосредственной близости от покупателя или заказчика, важна хорошо развитая транспортная сеть, приспособленная к работе с громоздкими и тяжёлыми механизмами.

Основные факторы размещения машиностроения: доступность природных ресурсов для производства, наличие трудоспособных квалифицированных кадров, степень развития отрасли в конкретном регионе, экономическая целесообразность.

Учитывать их необходимо для того, чтобы предприятие окупалось и приносило прибыль.

География машиностроения определяется целым рядом факторов.

Наукоемкость. Современное машиностроение в своем развитии опирается, прежде всего, на передовую науку. Поэтому предприятия его наиболее прогрессивных и сложных отраслей (электроники, радиотехнической, авиакосмической и атомной промышленности) концентрируются в районах и центрах, обладающих высокоразвитой научной базой: крупными НИИ, конструкторскими бюро, опытными заводами (Москва и Подмосковье, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Новосибирск и т. д.). Ориентация на научный потенциал — ведущий фактор размещения машиностроительных предприятий. Но доля наукоемких отраслей в машиностроении России пока очень низка — всего 20%.

Военно-стратегический фактор. Значительная часть машиностроительных предприятий выпускает оборонную продукцию. Поэтому при их размещении учитываются интересы национальной безопасности. Такие предприятия, как правило, удалены от границ. Многие из них расположены в городах, доступ в которые ограничен (Саров, Новоуральск, Снежинск и др.).

Размещение предприятий в зависимости от трудоемкости и металлоемкости производства

Читайте также:  Как построить углярку в частном доме

Металлоемкость производимой продукции Трудоемкость производимой продукции

В районах, удаленных от производителей металла

В районах, приближенных к производителям металла

В районах — производителях металла

В районах с незначительными трудовыми ресурсами

Сельскохозяйственное машиностроение, производство оборудования для химической промышленности

Тяжелое машиностроение (оборудование для металлургии, угольной промышленности)

В районах, имеющих трудовые ресурсы

Автомобиле- и тракторостроение, производство станков и инструментов

В районах с трудовыми ресурсами высокой квалификации и сосредоточения научных кадров

Приборостроение, радиотехническое и электронное машиностроение, производство вычислительной техники

Трудоемкость. Производство машин требует больших затрат труда. Например, для изготовления ткацкого станка необходимо затратить 1000 часов рабочего времени. Поэтому многие отрасли машиностроения тяготеют к районам с высокой концентрацией населения. С учетом данного фактора размещена почти 1/4 часть машиностроительных предприятий страны. Высокая трудоемкость присуща станкостроению (Москва), приборостроению (Воронеж, Пенза, Рязань).

Пользуясь атласом, сопоставьте размещение крупнейших центров трудоемкого машиностроения и населения России.

Металлоемкость. Производство некоторых видов машин (металлургического, энергетического, горно-шахтного оборудования) требует много металла. Поэтому предприятия, выпускающие их, ориентированы на металлургические базы. К ним тяготеет примерно 1/8 машиностроительных предприятий. Крупные заводы тяжелого машиностроения расположены на Урале (Екатеринбург), в Сибири (Иркутск, Красноярск).

По картам атласа сопоставьте географию центров металлургии и металлоемкого машиностроения. Всегда ли они совпадают?

Трудоемкость и металлоемкость в машиностроении находятся между собой в определенной зависимости. Их сочетание влияет на размещение предприятий различных машиностроительных отраслей (табл. 17).

По таблице 17 определите металло- и трудоемкие отрасли. В чем различия их размещения? Какая зависимость существует между металло- и трудоемкостью продукции? Подумайте, как изменяются эти характеристики под влиянием научно-технической революции.

Специализация и кооперирование. Машины состоят из множества деталей. В электровозе, например, их 250 тысяч. Изготовить все на одном предприятии невозможно. Проще и дешевле производить отдельные части машин на специализированных предприятиях, которые для выпуска готового изделия устанавливают кооперационные связи. Поэтому в машиностроении, как правило, создаются не обособленные предприятия, а их взаимосвязанные комплексы. Они состоят из групп заводов, большая часть из которых — заводы-филиалы, поставляющие детали и оборудование для сборочного завода. Сборочные производства размещают в районах с экономико-географическим положением, благоприятным для организации кооперирования. Например, автомобилестроительные заводы — в Европейском Центре и Поволжье.

Рис. 29. Специализация и кооперирование в машиностроении

• Проанализируйте рисунок 29. В чем выгода развития специализации в машиностроении?

В ряде машиностроительных отраслей России сложилась слишком узкая специализация. Она привела к сильной монополизации производства. Например, пока только одно предприятие в России выпускает магистральные тепловозы (Коломна), картофелеуборочные комбайны (Рязань).

• В чем, на ваш взгляд, заключаются главные недостатки монополизации производства? Как влияет борьба с монополизацией на географию машиностроения?

Транспортный фактор. Поскольку перевозка машин (или их деталей) осуществляется на большие расстояния и в разных направлениях, машиностроительные заводы размещаются на крупных транспортных магистралях.

Ориентация на потребителя. Продукция машиностроения очень разнообразна. Многие машиностроительные предприятия (примерно 1/5 от их общего числа) ориентированы на потребителей продукции, поскольку ее сложно транспортировать из-за большого веса или крупных размеров. Так, тракторы для вывозки леса производятся в Карелии (Петрозаводск), зерноуборочные комбайны — на Европейском Юге (Ростов-на-Дону).

Вопросы и задания

  • 1. Назовите факторы размещения машиностроения. Какой фактор является ведущим?
  • 2. Расскажите о положительных и отрицательных последствиях специализации в машиностроении.



Ссылка на основную публикацию
Уход за коричневой кожаной обувью
Ты можешь сказать, что эта статья для дамочек, как бы не так, мужик! Это крайне мужские и суровые советы от...
Устройство лупы и микроскопа
1. Какие увеличительные приборы вы знаете? Очки, лупа, микроскоп, подзорная труба, бинокль, телескоп 2. Для его их применяют? Данные приборы...
Устройство мягких кровель из наплавляемых материалов
При небольшом уклоне крыше, особенно, если она вообще плоская, подобрать хорошее кровельное покрытие – та еще задача. Ведь большинство видов...
Уход за многолетними астрами
Экология земледелия: Многолетние астры - это множество различных видов: альпийская, новобельгийская, кустарниковая и т.д. Чаще всего нам приходится выращивать их...
Adblock detector