Правило правой руки при вождении автомобиля

Правило правой руки при вождении автомобиля

Каждому водителю, даже с небольшим стажем вождения, знакомо правило правой руки или помеха, которая возникает с правой стороны. Этому правилу из ПДД отводится важное место, более того, помеха справа даже считается основным постулатом на дороге.

При соблюдении этого канона могут возникать спорные моменты, о которых начинающий водитель может не знать. Мы взяли на себя смелость рассказать всё, что имеет отношение к такому виду препятствия. В конце этого разговора у вас не будет возникать сомнений касаемо действий относительно других участников дорожного движения на нерегулируемых участках.

Определение понятия

Для начала необходимо разобрать понятие «помеха справа». Эта информация позволит чётко понимать суть дальнейшего разговора и не путать это правило с другими понятиями из ПДД. Такое понятие актуально на тех участках дороги, которые не оборудованы регулировочными знаками.

Помеха справа цитирует пункт из ПДД под номером 8.9. Суть этого пункта сводится к следующему: отсутствие какой-либо регламентированной формы, которая направлена на регулирование последовательности проезда ТС, предусматривает разъезд водителей с учётом наличия помехи с правой стороны. Нужно чётко понимать, что автомобиль, который выступает той самой помехой справа, должен быть пропущен. Только после этого можно начинать движение при условии отсутствия других машин по правую сторону.

Теперь разберёмся с не менее важным вопросом, который часто становится камнем преткновения, — как определить помеху справа. При подъезде к участку дороги, который не оборудован регулировочными знаками, необходимо убедиться в их полном отсутствии. Стоя на развилке, обращаем внимание на ТС, которые относительно к вашему авто находятся с правой стороны. Такие участники дорожного движения как раз и будут считаться преградой, которой нужно предоставить право на проезд.

В том случае, если линии передвижения (ваша и автомобиля справа) совпадают, то придётся уступить дорогу и дождаться завершения манёвра другой машиной. Только в том случае, если с правой стороны не будет машин, можно продолжать движение.

Мы разобрали что означает помеха справа и в теории вроде бы всё понятно. На практике возникает ряд спорных ситуаций, которые могут поставить в ступор. Эти ситуации необходимо детально изучить, чтобы на дороге не возникало проблем.

Примеры возможных помех справа

Пришло время разобраться с тем, как работает помеха справа на практике. Мы собрали некоторые тонкости и исключения:

  • при выезде с грунтовой дороги автомобиль не принимается за преграду, которую требуется пропускать, такой тип дороги всегда считается второстепенным;
  • включённый поворот не играет никакого значения и не влияет на ситуацию, которая складывается на дороге, независимо от поворота автомобиль нужно пропускать.

Дальше мы будем изучать распространённые ситуации, при которых действие правила кажется спорным. Вы должны знать кто должен уступить дорогу, например, на перекрёстке или во время перестраивания на другую полосу. Если правильно применить эту информацию на практике, то получится избежать аварийных ситуаций и неприятных последствий.

Проблемы на перекрёстках

Помеха справа на перекрёстке — распространённая ситуация, с которой водитель может сталкиваться по несколько раз на день. Обязательно нужно знать правила пересечения нерегулируемых перекрёстков. Эти знания помогут свободно ориентироваться на дороге, не создавать проблем для других участников дорожного движения и избегать аварийных ситуаций.

На перекрёстках правило правой руки действует следующим образом: при наличии равных возможностей у водителей пропускать нужно транспорт, который находится по правую сторону. Сложность связана с динамичностью движения, которая характерна для крупных городов с большим количеством транспорта. Есть ситуации, когда это правило не действует. О них мы поговорим дальше.

Перестроение между полосами

Не меньше спорных ситуаций возникает при перестраивании на многополосной дороге. Не всегда автомобиль принимается за помеху справа при перестроении по полосам движения. Если обратиться к ПДД, то увидим следующую трактовку: при совершении манёвра перестроения водитель обязан предоставить возможность проезда тем ТС, которые движутся попутно и при этом не меняют направления. Если два ТС, которые передвигаются попутно относительно друг друга, одновременно совершают манёвр для перестраивания, то преимущество должно отдаваться авто, находящемуся с правой стороны.

Для облегчения усвоения изложенного выше материала мы отобрали несколько вариантов, которые часто встречаются на дороге:

  1. При передвижении по своей полосе с соседней стороны перестраивается авто — пропускать его не нужно. Этот водитель должен дождаться момента, когда автомобилей не будет на полосе и тогда совершить манёвр.
  2. При перестраивании на левую полосу другой автомобиль с этой полосы также хочет совершить манёвр. В этой ситуации ваше ТС является преградой, которой необходимо уступить дорогу. Рассматриваемое правило здесь действует.
  3. При перестраивании на правую полосу другое авто с этой полосы также совершает манёвр. Здесь вы уступаете дорогу.
Читайте также:  Как сделать шляпу из бумаги инструкция

На кольце правило помехи справа действует так же. Особенности перестраивания не отличаются от тех, которые были описаны выше. При въезде на кольцо автомобиль должен пропустить все ТС, которые передвигаются по нему без изменения направления передвижения.

Где правило правой руки не действует?

Не всегда это правило применимо. Есть ряд ситуаций, при которых правило правой руки теряет свою силу. Все они описаны ниже:

  • разные статусы у участников дорожного движения;
  • по отношению к рельсовому транспорту это правило не применяется, он всегда пропускается;
  • неравнозначность приоритетов относительно положений участников, которая попадает под регулирование знаков, светофоров или регулировщиков;
  • начало движения или задний ход;
  • движение по дополнительному знаку светофора;
  • при въезде на мост водитель пропускает автомобили, которые уже движутся по нему, в этом случае транспорт не воспринимается в качестве препятствия.

Мы много чего успели рассмотреть, в том числе и в каких случаях не действует это правило. Эта информация не просто обязательна к изучению, её нужно запомнить и никогда не забывать. Она должна отложиться в голове, а принципы соблюдения правила — выполняться на автоматизме. В этом случае вы никогда не станете виновником ДТП, оно может случиться только из-за другого неосведомлённого водителя. Не зря помеха справа считается главным правилом в ПДД.

Одним из самых важных правил дорожного движения является правило правой руки. На самом деле оно нигде не учтено в официальных документах и считается в негласным, но о нём уже с первых дней обучения в автошколе знает каждый. Данное правило считается одним из составляющих, которое обеспечивает безопасность водителю и другим участникам движения. Итак, попробуем разобраться что такое правило правой руки по правилам дорожного движения.

Правила правой руки или пресловутая помеха справа: в чём суть

Как всем известно регулируют порядок движения проезда автотранспортных средств на дороге специальный знаки и разметка на дорожном полотне, также светофоры или регулировщик, который является сотрудником ГИБДД. Водители обязаны следовать указаниям, которые предоставляют все эти формы регулирования движения, поэтому правило правой руки в таких случаях не актуально.

Если рассматривать официальные правила, то такого понятия, как правило, правой руки в них нет, есть пункт 8.9, где указано, что в случае, когда на дороге нет знаков или иных форм регулировки очерёдности проезда автотранспорта, то водители должны ориентироваться на помеху справа. В случае, если данная помеха отсутствует, то водитель может беспрепятственно продолжить движение. Если же она существует, то водитель обязан её пропустить.

Когда возможно применить данное правило

Каждый водитель, который приближается к нерегулируемому перекрёстку, должен обратить внимание на знаки, разметку, наличие светофора или сотрудника ГИБДД. Если ничего из этого нет на пересечении дорог, то стоит ориентироваться на правило правой руки, то есть пропустить весь транспорт, который находится по правую сторону от авто. Этот транспорт по сути и является помехой справа и имеет преимущества проезда на подобных перекрёстках. Если траектория вашего и авто справа имеют общую точку, то следует дать проехать такому транспортному средству первым, а затем, убедившись, что справа нет другого авто, завершить манёвр.

Такое правило довольно практичное, к тому же оно запоминается абсолютно каждым новичком на всю жизнь. Пожалуй, это самое лёгкое правило, но вот на практике порой его просто не применяют. И дело не в том, что водители просто забывают о нём, дело больше в принципиальности и хамстве на дороге.

Перестроение автотранспортного средства

Перестроение — отдельная тема, которая порой не понятна водителям даже со стажем. Много споров можно встретить после манёвра перестроения, которые даже заканчиваются применяем силы или обычной дракой водителей. Потому стоит новичкам заучить правила перестроения, а опытным водителям повторить их. Итак, при перестроении в другой ряд водитель обязан пропустить весть транспорт, который движется в том же направлении и находится справа. После надо убедиться в безопасности в манёвре и завершить его.

Читайте также:  Карп в фольге на костре

При этом стоит знать, что если ваш авто едет по правой полосе, то уступать дорогу другому транспорту, который планирует перестроение необязательно, хотя нет ничего плохого, если вы это сделаете. Если же вы едите по левой полосе и собираетесь перестроиться в правую, то уступить придётся вам. В манёвре перестроения правил правой руки является основным и игнорировать его опасно.

Сужение полосы

Часто на дорогах нашей страны, особенно на междугородних, можно встретить сужающие полосы. Водители, которые по ним двигаются в конечном итоге должны перестроиться на основную полосу, так как дорога просто сужается на «нет». Как же в таком случае быть, ведь такая полоса находится справа от основной. В данном случае правило правой руки не действует и преимущество движения имеют авто, которые двигаются по полосе, которая не сужается. При этом водитель, который едет по сужающейся полосе обязан пропустить основной поток независимо от того, что он находится справа от него, и только затем перестроиться в основной ряд.

Поворот и перекрёстки

И в городах, и на просёлочных дорогах, и даже во дворах, где нет регулирующих факторов стоит ориентироваться на помеху справа. При этом перекрёстки классифицируются на равнозначные и неравнозначные. И проезд по ним должен осуществляться по определённым правилам.

Пересечение равнозначных дорог

Если дороги равнозначны, то вступает правило правой руки в полную силу и водители просто обязаны его соблюдать. Преимущество проезда имеет тот авто, который находится по правую руку от вас. Ваше авто должно пропускать те водители, которые находятся слева от вас, так как вы у них является помехой справа.

Помеха справа — это первое правило начинающего водителя, которое услышишь от опытных водителей, от папы, который учит водить, от инструктора из автошколы. То, что соблюдение этого простого правила является залогом безопасного движения, начинаешь понимать не сразу.

Я, как водитель со стажем, помню первое упоминание о помехе справа. Как сейчас вспоминаю своё внутреннее «Что? Что это такое?». Однако я спокойно ответила: «Да, понятно!» На самом деле это было далеко не так. Интернета не было, из всей доступной информации было только несколько журналов «За рулём». Позже, как-то невзначай, я уточнила этот вопрос у своего одноклассника, который уже умел водить машину. Это было в 90-е. С тех пор как появился интернет, проблема узнать о помехе справа отпала сама собой. Было бы желание разобраться в вопросе!

Помеха справа — основные понятия

Понятие «помеха справа» впервые было упомянуто в контексте о преимущественном праве проезда в сборнике правил дорожного движения в начале 70-х годов прошлого столетия и очень быстро вошло в обиход водителей. Позже это дословное выражение перестало упоминаться в ПДД, да и в современных правилах дорожного движения такого понятия нет.

Такое понятие сложилось исторически, исходя из ситуации, когда пересекаются траектории движения нескольких транспортных средств, а очерёдность проезда чётко не оговорена правилами, в таком случае каждый водитель должен уступить дорогу транспортному средству справа от себя.

Словосочетание «помеха справа» – выражает самую суть и быстро запоминается, поэтому устойчиво применяется у всех водителей с первых дней за рулём.

Как применяется правило «правой руки»?

Можно смело сказать, что правило «правой руки» применяется на дорогах ежеминутно. В крупных ли городах или в отдалённых населённых пунктах постоянно возникают ситуации, когда на дорогах нет никаких дорожных знаков и светофоров, и непонятна очерёдность проезда нескольких автотранспортных средств, в случае пересечении их путей. Водители, попавшие в такую ситуацию, первым делом должны оценить расположение всех транспортных средств относительно своей правой руки и, соответственно, пропустить их. Помеха справа — правило ПДД, которое должно быть зафиксировано в голове каждого водителя, как непреложный факт, как аксиома.

Соблюдение этого универсального правила – это залог своей безопасности и безопасности всех людей, находящихся в соседних автомобилях.

Действие «помехи справа» на перекрёстках

Некоторые водители говорят, что Бог создал дороги, а дьявол – перекрёстки. Проезд перекрёстков по праву можно считать самым сложным манёвром в вождении. Наибольшая аварийность наблюдается именно на перекрёстках.

Читайте также:  Постройка дачного домика своими руками

Скорее всего, это связано с большим количеством участников дорожного движения, направляющихся в разные стороны, наличием различных знаков и разметки на дороге, сигналами светофора, и ещё хуже, работой регулировщика. Все факторы вместе вызывают моменты растерянности у неопытных и невнимательных водителей.

Если у водителя помеха справа, кто должен уступить?

Неравнозначные перекрёстки

Неравнозначный перекрёсток можно распознать по наличию регулировщика, дорожных знаков, работающих светофоров. Бывают нерегулируемые неравнозначные перекрёстки, когда встречаются главная и второстепенная дороги, без знаков приоритета, тогда их можно различить по дорожному покрытию.

Таким образом, неравнозначные перекрёстки — самые простые в пересечении. Нужно лишь следовать указанием знаков, светофора или регулировщика, брать во внимание другие правила ПДД.

Равнозначные перекрёстки

Отсутствие работающего светофора, знаков приоритета, действующего регулировщика движения, делают перекрёсток равнозначным и нерегулируемым. Единственным принципом пересечения равнозначных перекрёстков нерегулируемых дорог является именно золотое правило «правой руки».

Правило правой руки в ПДД регламентируется п. 8.9. Если в пределах перекрёстка дороги все участники равны, и их пути пересеклись, то определить, кто из них может пересечь перекрёсток первым, на первый взгляд достаточно сложно. Если бы не универсальное правило «помеха справа». Все водители, оказавшиеся на равнозначном перекрёстке, должны оглядеться по сторонам, оценить ситуацию, определить нахождение помехи справа от себя и пропустить её.

Никто не знает имени того умного человека, который ввёл этот принцип проезда перекрёстков, но, несомненно, его вклад в безопасность на дорогах трудно переоценить.

Перекрёстки с круговым движением

Последние изменения ПДД от 08.10.2017 г. установили приоритет в движении водителям, уже находящимся на круге. Водители, въезжающие на круг должны уступать им дорогу. Таким образом, законодательно закреплено значение круга, как главной дороги, а остальных, как второстепенных.

На круговых перекрёстках не предусмотрена установка светофоров. Претерпели изменения и правила использования поворотников при въезде и выезде с круговых перекрёстков. Теперь обязательным является включение сигналов поворота только при перестроении. Установка знака, требующего уступить дорогу, также не является обязательной. Все водители должны руководствоваться новыми правилами, независимо от того регулируемый или нерегулируемый круговой перекрёсток.

Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что правило помехи справа не работает на круговых перекрёстках. Им можно воспользоваться после съезда с островка кругового движения.

Когда правило «правой руки» не действует?

Это универсальное правило не действует тогда, когда пересекаются пути неравнозначных участников движения, а именно:

  • пешеход пересекается с транспортным средством. Водитель всегда обязан уступить дорогу пешеходу;
  • трамвай пересекается с транспортным «безрельсовым» средством. Водитель безрельсового транспорта всегда уступает дорогу трамваю, кроме выезда трамвая из ДЕПО.

Также правило «правой руки» не будет действовать, если чётко ясен неравнозначный статус пересекающихся объектов в радиусе действия светофора, знаков приоритета, сигнала регулировщика, и других правил дорожного движения, которые в свою очередь и будут регулировать первоочерёдность проезда.

«Помеха справа» на парковке или дворовой территории

При движении автотранспортных средств по парковке, дворовой (прилегающей) территории нужно выделить два случая:

  • если речь идёт о продвижении внутри и в сторону выезда по территории парковки или двора, то водители должны руководствоваться правилом «правой руки»;
  • если речь идёт о самом выезде с таких территорий, то по общим правилам ПДД, водитель должен уступить дорогу всем другим водителям, кроме водителей равнозначных ему же.

Заключение

Дорога требует внимания и знания правил. Садясь за руль любого транспорта, от велосипеда до грузовой фуры, водитель принимает ответственность за свою жизнь и жизни окружающих его на дороге людей. Беспечность водителя и пренебрежение правилами дорожного движения недопустимы, опасны и ведут к серьёзным последствиям. Первые правила дорожного движения: помеха справа и правило 3Д (Дай Дорогу Дураку), которые юный водитель слышит с первых минут обучения вождению, являются залогом долгого и неаварийного водительского пути. Было бы гораздо меньше аварий, если бы водители утруждали себя повторением правил дорожного движения, своевременно знакомились бы с новшествами и изменениями, были бы более взаимовежливыми друг с другом и внимательными.

Согласитесь, что уступить дорогу, даже в случае, если вы стопроцентно имеете право преимущественного проезда, не считается слабостью, и даже может просто сохранить вам жизнь! Удачи на дорогах!

Ссылка на основную публикацию
Почему тактует газовый котел
Тактование автоматики отопительного котла Тактование автоматики отопительного котла – специфический термин из сленга профессиональных теплотехников. Он обозначает слишком частое срабатывание...
Почему не завязываются перцы
Что нужно делать, если не завязывается перец, или его завязи образуются, а затем постепенно отпадают? Такой вопрос волнует многих садоводов,...
Почему не загружается ноутбук при включении
Всем доброго времени суток! Поломка ноутбука, чаще всего, происходит внезапно, когда мы ее не ждем. Вроде бы только вчера с...
Почему тел не видит сим карту
Иногда пользователи смартфонов на базе ОС Андроид сталкиваются с тем, что их устройство перестает «видеть» SIM-карту либо «держит» ее в...
Adblock detector