Строение почек каштана рисунок

Строение почек каштана рисунок

17. Закончите определение. Побегом называют — стебель с расположенными на нём листьями и почками.

18. Подпишите части побега, обозначенные на рисунках.

19, Выполнив лабораторную работу «Строение почек. Расположение почек на стебле» (см. с. 28 учебника), зарисуйте расположение почек на стебле.

Лабораторная работа: Строение почек. Расположение почек на стебле

1. Рассмотрите побеги разных растений. Определите, как расположены почки на стебле, и зарисуйте их.

Почки на стеблях могут быть расположены тремя способами:

  • последовательно — очередное (спиральное) расположение, характерное для липы, тополя, дуба, берёзы, ивы, ольхи и черёмухи;
  • по две почки друг напротив друга — супротивное расположение, характерное для жимолости, осины и клёна;
  • пучками по четыре почки в одном узле — мутовчатое расположение, характерное для олеандра и элодеи.

2. Отделите почки от побега, рассмотрите их внешнее строение. Какие приспособления помогают почкам переносить неблагоприятные условия?

Неблагоприятные условия почкам помогает переносить плотная кожистая почечная чешуя, которая отпадает когда почка распускается.

3. Разрежьте вегетативную почку вдоль, рассмотрите её под лупой. С помощью рисунка 19 найдите чешуйки, зачаточный стебель, зачаточные листья и конус нарастания. Зарисуйте вегетативную почку в разрезе и подпишите названия её частей.

4. Изучите генеративную почку. Что общего у вегетативных и цветочных почек и чем они различаются? Используйте для сравнения рисунок 19.

И у вегетативных, и у генеративных почек имеется зачаточный стебель, зачаточные листья, конус нарастания и чешуйки.

Генеративные точки отличаются от вегетативных тем, что у них на конусе нарастания имеется ещё зачаточные цветки (бутоны). Эти почки крупнее и выглядят более округлыми.

5. Сравните строение почки и побега. Сделайте вывод.

Строение почки и побега очень похоже:

  • у побега есть стебель, а у почки — зачаточный стебель;
  • у побега есть листья, а у почки — зачаточные листья;
  • у побега есть верхняя и боковые почки, а у почки — зачаточная верхняя и зачаточные боковые почки .

Вывод: почка представляет собой зачаточный побег.

Подпишите части почек на рисунке. Укажите, какая из них вегетативная, а какая — генеративная.

Вывод:

Вегетативные и генеративные почки практически идентичные, но у генеративной почки на конусе нарастания имеются ещё и зачаточные цветки. Кроме того, генеративные почки на вид больше и округлее. Из вегетативной почки развиваются стебли и листья, а из генеративной почки цветы или соцветия.

20. Какие приспособления помогают почкам переносить неблагоприятные условия?

Почки покрыты толстой защитной чешуёй, которая помогает им переносить засуху и сильные морозы.

21. Закончите заполнение схем.

22. Рассмотрите рисунок. Сравните строение почки и побега. Соедините стрелками соответствующие части почки и побега.

Вывод:

Почка является зачаточным побегом: из зачаточного стебля развивается стебель, из зачаточных боковых почек развиваются боковые почки, из зачаточных листьев развиваются листья, а х конуса нарастания развивается верхушечная почка. Чешуя почки отпадает, поэтому на стебле её еже нет.

Всегда хотелось посмотреть, как из почки после нескольких стадий превращений появляется плод каштана.
Неподалеку от дома маленький сквер, деревья в котором — почти одни каштаны. Вооружился фотоаппаратом и попытался заснять стадии превращения.

Читайте также:  Как назвать фото на конкурс с природой

14 апреля, деревья еще голые, но почки уже набухли и липкие:

20 апреля — видно, что почку распирают изнутри какие-то внутренние силы:

21 апреля — почка готовится ко взрыву изнутри:

23 апреля — происходит взрыв, от почки практически ничего не осталось:

Теперь понятно, что 22-го и 23-го апреля нужно было снимать несколько раз за день, т.к. в эти дни почка менялась буквально на глазах, и росла не по дням, а по часам. Сам момент взрыва я все же почти пропустил 🙁

2 мая, появляются первые робкие цветы:

3 мая, первые цветы распускаются, вслед за ними оживают следующие бутоны:

18 мая — свечка нарядилась, как невеста:

В это время дерево выглядит так:

К концу мая наряд свечки потрепался, цветы опали, и 2 июня картина такая:

17 июня — часть колючих шариков дерево утратило, остались самые стойкие и уже не такие колючие:

16 сентября — происходит рождение плода, раскрытие оболочки:

Программа Н.И. Сонина

Лабораторная работа № 6. Строение корневых систем

Цель: изучить типы корневых систем, познакомиться с их строением.

Оборудование: гербарные экземпляры растений со стержневой и мочковатой корневыми системами (дикая редька, пастушья сумка, сурепка, одуванчик, фасоль, горох, подсолнечник, рожь, пшеница, овес, мятлик луговой, ежа сборная, лютик едкий, подорожник большой, первоцвет); живые комнатные растения (пеларгония зональная, хлорофитум, бегония); таблица «Органы растения», рисунки учебника на с. 38.

Инструктивная карточка

1. Рассмотрите корневые системы предложенных вам растений. Чем они различаются?

2. На с. 38 прочитайте, какие корневые системы называются стержневыми, а какие – мочковатыми.

3. Отберите растения со стержневой корневой системой.

4. Отберите растения с мочковатой корневой системой.

5. Зарисуйте в тетради схему стержневой корневой системы. Обозначьте главный и боковые корни. Подумайте, какой корень называется главным.

6. Зарисуйте в тетради схему мочковатой корневой системы. Обозначьте придаточные и боковые корни. Подумайте, какие корни называются придаточными.

7. Заполните схему.

Сделайте вывод об особенностях строения разных типов корневых систем.

Виды корневых систем растений

Проверочные задания

Задание 1. Вставьте пропущенные слова.

1. Совокупность корней растения называется … системой.

2. Корневая система, в которой можно выделить главный корень, называется … .

3. Стержневая корневая система состоит из … и … корней.

4. Если в корневой системе нельзя выделить главный корень, то такая система называется … .

5. Мочковатая корневая система состоит из … и … корней.

6. Дикая редька, пастушья сумка, сурепка, одуванчик, фасоль, горох, подсолнечник имеют … корневую систему.

7. Рожь, пшеница, овес, мятлик луговой, ежа сборная, лютик едкий, подорожник большой, первоцвет имеют … корневую систему.

8. Корни, которые отрастают от главного, называются … .

9. Придаточными называются корни, которые отрастают от …

10. Из зародышевого корешка развивается … .

Задание 2. Выбери правильный ответ.

Читайте также:  Тепляки для зимнего бетонирования

1. Впервые корень появился у:

а) покрытосеменных;
б) мхов;
в) плауновидных;
г) водорослей.

2. Корневая система растений – это:

а) главный и боковые корни;
б) главный и придаточные корни;
в) придаточные и боковые корни;
г) совокупность всех корней одного растения.

3. Придаточные корни развиваются на:

а) главном корне;
б) стебле;
в) боковых корнях;
г) воздушных корнях.

4. Функциями корня являются:

а) закрепление в почве;
б) поглощение воды и минеральных солей;
в) размножение;
г) всё перечисленное.

5. Верхушка корня покрыта:

а) корневыми волосками;
б) кожицей;
в) корневым чехликом;
г) кутикулой.

6. Сразу под корневым чехликом начинается зона:

7. Корневой волосок – это:

а) вырост наружной клетки корня;
б) боковой корень;
в) вырост клеток стебля;
г) придаточный корень.

Задание 3. Верно ли утверждение?

1. С помощью корня растение закрепляется в почве.

2. Корневая система – это все главные и боковые корни растений.

3. Если в корневой системе хорошо заметен главный корень, то она называется мочковатой.

4. Если нельзя выделить главный корень, то корневая система называется стержневой.

5. Минеральные вещества, растворенные в воде, всасываются корневыми волосками.

6. Корневой волосок – вырост наружной клетки корня.

7. Питательные вещества могут откладываться в главном корне. Такой корень называется корнеплодом.

8. Стержневая корневая система образована придаточными и боковыми корнями.

9. Мочковатая корневая система образована главным и боковыми корнями.

10. Растения со слабым стеблем поднимаются вверх с помощью корней-прицепок.

3адание 4.Восстановите логическую цепь.

  • Минеральные вещества + ? ––> корень.
  • Главный корень + ? ––> стержневая корневая система.
  • Придаточные корни + ? ––> мочковатая корневая система.
  • Корневой чехлик > зона делящихся клеток ––> ? ––> зона всасывания ––> ? .

Лабораторная работа № 7. Строение почек

Цель: познакомиться со строением почек и их расположением на стебле.

Оборудование: черенки побегов деревьев (тополя, березы, сирени, бузины, рябины, клёна), кустарников (смородины, крыжовника, малины, ежевики); гербарные экземпляры растений; лезвия, лупы; таблицы: «Строение почки», «Развитие побега из почки»; рисунки учебника на с. 38–39.

Инструктивная карточка

1. Рассмотрите побеги разных растений. Определите и зарисуйте расположение почек на них.

2. Отделите почку от побега, рассмотрите ее внешнее строение. Какие приспособления имеются у почек к перенесению неблагоприятных условий?

3. Рассмотрите разрезанную вдоль вегетативную почку. С помощью рисунка на с. 39 найдите почечные чешуи, зачаточный стебель, зачаточные листья, зачаточные почки и конус нарастания. Зарисуйте вегетативную почку в разрезе и подпишите названия ее частей.

4. Изучите генеративную почку, найдите ее части. В чем сходство и различия вегетативных и генеративных почек. Используйте для сравнения рисунок учебника на с. 39.

5. Сделайте вывод о сходстве и различиях в строении вегетативной и генеративной почек. Составьте схему.

Проверочные задания

Задание 1. Вставьте пропущенные слова.

2. От неблагоприятных условий почку защищают … … .

3. Конус нарастания – это … ткань.

4. Вегетативная почка состоит из зачаточных …, …, …, … и … .

Читайте также:  Р0122 ошибка дэу нексия

5. Из вегетативной почки вырастает … .

6. Генеративная почка состоит из …, …, …, … и … .

7. Из генеративной почки вырастает … .

8. Верхушечная почка находится на … … .

9. Пазушные почки располагаются в … . .

10. В результате деления и роста клеток … … побег растет.

Задание 2. Выбери правильный ответ.

а) конус нарастания;
б) зачаточный побег;
в) стебель с листьями и почками;
г) стебель с зачаточными листьями.

2. Супротивное расположение почек имеют:

3. Почечные чешуи пропитаны смолой у:

4. Если на зачаточном стебельке располагаются зачаточные листья и зачаточные цветки, то это:

а) вегетативная почка;
б) генеративная почка.

5. Зачаточный побег – это зачаточные:

а) стебелек, листья и почки;
б) стебелек;
в) листья;
г) почки.

Задание 3. Верно ли утверждение?

1. Почка – это зачаточный побег.

2. Из вегетативной почки появляются цветки.

3. Почки покрыты почечными чешуями.

4. Почечные чешуи защищают почку от неблагоприятных условий.

5. Из генеративной почки развиваются листья.

6. Вегетативная почка состоит из почечных чешуй, зачаточных стебелька, листьев и почек.

7. С наступлением тепла почки набухают, лопаются, и появляются молодые листья или бутоны цветов.

3адание 4. Восстановите логическую цепь.

Почечные чешуи + зачаточный стебелек + ? + зачаточные листочки ––> ?

? + зачаточный стебелек + ? + зачаточные листочки ––> ?

Стебель + почки + листья ––> ?

Лабораторная работа № 8. Расположение почек на стебле. Простые и сложные листья

Цель: познакомиться с расположением почек на стебле, многообразием листьев, с особенностями их внешнего строения, типами жилкования.

Оборудование: черенки побегов деревьев (тополя, березы, сирени, бузины, рябины, клёна) и кустарников (смородины, крыжовника, малины, ежевики), комнатные растения или гербарные экземпляры растений с простыми и сложными листьями (берёза, вяз, клён, липа, рябина, шиповник, акация); таблицы: «Простые и сложные листья», «Развитие побега из почки», «Листорасположение»; рисунки учебника на с. 38–39.

Инструктивная карточка

Класс разделить на 2 группы по желанию. Первая группа рассматривает побеги тополя, берёзы, сирени, смородины, малины, вторая – побеги бузины, рябины, клёна, крыжовника, ежевики.

1. Рассмотрите предложенные вам побеги деревьев и кустарников. Найдите верхушечную почку и боковые (пазушные) почки. Используя таблицу, найдите пазуху листа и узел. Строение побега зарисуйте в тетрадь и обозначьте виды почек.

2. По таблице «Листорасположение» ознакомьтесь с расположение листьев на стебле. Найдите в пазухах листа боковые почки и определите их расположение. Данные занесите в таблицу в тетради.

3. Рассмотрите гербарные листы. Отберите простые листья. По какому признаку вы их отбираете? Обратите внимание на форму и край листовой пластины, наличие или отсутствие черешка (черешковые или сидячие). Данные занесите в таблицу.

4. Отберите сложные листья. На основании какого признака вы это делаете? Обратите внимание на форму и край листовой пластинки. Данные занесите в таблицу в тетради.

5. По таблице ознакомьтесь с жилкованием листьев. Определите тип жилкования предложенных вам листьев. Данные занесите в таблицу в тетради.

Ссылка на основную публикацию
Стол из пвх труб своими руками
В последнее время изделия из ПВХ пользуются большим спросом. Во-первых, за счет большого разнообразия дизайна, во-вторых, доступности, и, в-третьих, такие...
Стиральная машина делает один оборот и останавливается
После включения режима стирки, бак наполняется водой и барабан, вместо плавного вращения, резко набирает обороты. Вода при этом расплёскивается через...
Стихи про полив огорода
Какие стихи вы предпочитаете? Стихи - Огород Мама грабли подарила, Папа подарил ведро И от счастья я парила. Всё, хочу...
Столбик под фундаментную балку
Фундаменты под сборные железобетонные колонны устраивают в основном в виде отдельных опор с отверстиями стаканного типа. Ленточные фундаменты по продольным...
Adblock detector